Катер пустили 25 мая. Сегодня случайно увидела. Цена билета 250р. Шашлык - 200р. Налюбовалась. Немного простучал град, ветерок был отменный, но в основном красота.
Внук построил корабль в память деда-фронтовика, назвал его именем и пустил по Томи.
Кемеровский причал, «горящий», как георгиевская лента… Закат красит красным волну, прибивая ее к черной, еще по-весеннему голой черте… Борт «Илья Емельянович» разворачивается и входит в узкое русло между островом и набережной…
Это не просто корабль. А кузбасское пополнение «Бессмертному полку», собравшему потомков фронтовиков через 70 лет после войны и прошедшему по городам, поселкам России 9 Мая…
Два капитана
Трап, соединив берег и «Илью Емельяновича», связал прошлое с настоящим.Те, кто идет по нему на корабль, к двум капитанам Гранкиным (к деду, капитану Илье Емельяновичу, чьи фотографии вставлены в щель окна рубки, и к его внуку Игорю, стоящему за штурвалом лично построенного судна), сначала, конечно, говорят про своих. Ивановых, Кузнецовых, Землиных… Дедов, бабушек в 1941-м…
И про реку памяти…
Каждый шаг в прошлое – под дрожание железных «мостков», под качку тихих волн – дорога и к моему деду Васильеву, пропавшему без вести в ноябре 1941-го.
Шаг. Лишь недавно Минобороны, рассекретив очередные архивы, выложило тощую серую тетрадку погибшего мальчишки-политрука со списком безвозвратных многодневных потерь…
Шаг. Большая часть его солдат утонула в боях и при переброске сил на озере Велье (соседе Ладоги), защищая подступы к Ленинграду…
Шаг. Дед, теперь знаю, там, на дне Велье, на 42-метровой глубине севера…
Шаг. До него соберусь с сестрами, съезжу, поклонюсь.Поручень и поручение… Пусть вода пока вперед добежит, донесет весть солдату, что его помнят. Пусть не прямиком, марш-броском, но неуклонной встречей в мировом океане…
И про реку памяти…
Каждый шаг в прошлое – под дрожание железных «мостков», под качку тихих волн – дорога и к моему деду Васильеву, пропавшему без вести в ноябре 1941-го.
Шаг. Лишь недавно Минобороны, рассекретив очередные архивы, выложило тощую серую тетрадку погибшего мальчишки-политрука со списком безвозвратных многодневных потерь…
Шаг. Большая часть его солдат утонула в боях и при переброске сил на озере Велье (соседе Ладоги), защищая подступы к Ленинграду…
Шаг. Дед, теперь знаю, там, на дне Велье, на 42-метровой глубине севера…
Шаг. До него соберусь с сестрами, съезжу, поклонюсь.Поручень и поручение… Пусть вода пока вперед добежит, донесет весть солдату, что его помнят. Пусть не прямиком, марш-броском, но неуклонной встречей в мировом океане…
Тягач Победы
— А мой дед Илья Емельянович не только воевал. С него началась прерванная история нашего рода Гранкиных, — говорит капитан Игорь, кстати, в прошлом – моряк. – В Гражданскую, в 1917-м, он, мальчишка, остался сиротой, беспризорничал. Потом попал в Курске в детдом. А вырос — «заболел» техникой, окончил автомобильный техникум… Профессия пригодилась. Как призвали в армию, прошел финскую и Великую Отечественную войны, воевал и с японцами. Был командиром автороты. «Списался на берег», демобилизовался лишь в 1946-м… А воевал здорово. Вот фото: 1943 год – на груди орден, две медали… 1946 год – два ордена и медали, медали…Он, внук, приезжая в Курск из Кемерова в гости к деду, не раз спрашивал про награды:
— За что?
— За ремонт боевой техники, — скупо отвечал дед, отбиваясь от расспросов, от воспоминаний о страшном колесе войны. Но всегда готовый рассказать о первых днях Победы и о первых звуках мира – дятле в Германии, начавшем долбить дерево над его головой, как только стихли выстрелы…
А дошел Гранкин в 1945-м до Германии через Венгрию, Австрию. И о том, как он воевал, можно узнать из донесения 418-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка от 8 июня 1945-го насчет награждения Гранкина И.Е. орденом Отечественной войны II степени: «…В боях за Секешфехервар… и в уличных боях в городе Вена (проявил) отличное мастерство, а также мужество и отвагу… Продуманно распределив своих работников, капитан Гранкин сам встал во главе передовой ремонтной бригады и в любых условиях боя, с оперативной группой, сам выезжал к поврежденным автотягачам. Невзирая на огонь противника, квалифицированно определял возможность ремонта и не отходил от тягача до тех пор, пока он в кратчайший срок не возвращался к орудию…
За время боев… было отремонтировано 15 автотягачей, из них три восстановлены после пожара. Дважды бригада ночью выходила на нейтральную зону и снимала запчасти с разбитых и брошенных машин, восстанавливая этим подбитые тягачи, отремонтировать которые иначе было невозможно… За весь период боев на территории Венгрии и Австрии не было случая, где бы орудие осталось без тягача».…Корабль «Илья Емельянович» внук спустил на воду на несколько дней (пока в Томи есть большая вода), катая фронтовиков, тружеников тыла, ветеранов труда, инвалидов и просто кемеровчан. Вместе с ним скоро будет ходить сын, на днях получивший диплом инженера-речника и названный в честь прадеда Ильей…
— За что?
— За ремонт боевой техники, — скупо отвечал дед, отбиваясь от расспросов, от воспоминаний о страшном колесе войны. Но всегда готовый рассказать о первых днях Победы и о первых звуках мира – дятле в Германии, начавшем долбить дерево над его головой, как только стихли выстрелы…
А дошел Гранкин в 1945-м до Германии через Венгрию, Австрию. И о том, как он воевал, можно узнать из донесения 418-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка от 8 июня 1945-го насчет награждения Гранкина И.Е. орденом Отечественной войны II степени: «…В боях за Секешфехервар… и в уличных боях в городе Вена (проявил) отличное мастерство, а также мужество и отвагу… Продуманно распределив своих работников, капитан Гранкин сам встал во главе передовой ремонтной бригады и в любых условиях боя, с оперативной группой, сам выезжал к поврежденным автотягачам. Невзирая на огонь противника, квалифицированно определял возможность ремонта и не отходил от тягача до тех пор, пока он в кратчайший срок не возвращался к орудию…
За время боев… было отремонтировано 15 автотягачей, из них три восстановлены после пожара. Дважды бригада ночью выходила на нейтральную зону и снимала запчасти с разбитых и брошенных машин, восстанавливая этим подбитые тягачи, отремонтировать которые иначе было невозможно… За весь период боев на территории Венгрии и Австрии не было случая, где бы орудие осталось без тягача».…Корабль «Илья Емельянович» внук спустил на воду на несколько дней (пока в Томи есть большая вода), катая фронтовиков, тружеников тыла, ветеранов труда, инвалидов и просто кемеровчан. Вместе с ним скоро будет ходить сын, на днях получивший диплом инженера-речника и названный в честь прадеда Ильей…
далее тут
http://swbkka.livejournal.com/730159.ht
Комментариев нет:
Отправить комментарий