Как и запланировали с Маришкой, поехали на турбазу "Притомье", но кругами. Хотелось посетить карьер в Берёзово, посетили, но с другой стороны. Доехали до Новостройки, а потом ушли в Берёзово. От Берёзово проехали 3 остановки до турбазы, а там всё закрыто и охрана. Ладно, пошли к Томи и по бережку дошли до карьера. Красота невероятная. Со стороны Лапти и Старочервово, скалы. В общем всё надо видеть. День был очаровательный, чуть покапал дождик, но только насмешил.
О Новостройке и Берёзово я писала тут
http://swbkka.livejournal.com/716306.ht
Шмель занят работой)
что-то горит вдали, в садах или деревне
На Ленинск
Приехали на Новостройку. В тот раз мы не знали что тут есть НИИ, вот зайдём
Вот такое здание
в город
Картошку садят. Тут было деревенское поле, давно, совхоз садил овощи и др. культуры
Вот и Берёзово
посередине - пруд и вправо - "вшивый бугорок")))
Год основания школы - 1933.
Полное название школы с 2012 года - муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Берёзовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (с группами для детей-сирот и детей, оставшихся без попесения родителей) Кемеровского муниципального района Кемеровской области.
История школы
Перенесемся в далекое прошлое. Где наше начало, как все происходило? 17 век, идет расширение государства Российского. В 1626 году царем Алексеем Михайловичем издается Указ об организации сторожевых постов между острогами Кузнецкий и Томский. Сюда посылают служивых людей. Так и попали в наши места братья Щербаковы, которые обязаны были сторожить свой пост и в случае угрозы со стороны неприятелей дать весточку ближайшему посту в Верхотомку. На коне ходу туда было один день – 40 километров.
С них-то, с братьев Щербаковых, и пошло наше село. Раз братья Щербаковы были первыми поселенцами, то и поселение стало носить название Щербаки.
Шли годы. Поселение пополнялось жителями, в основном это были старообрядцы, скрывавшиеся от преследования церкви. Приезжали целыми деревнями, а фамилии свои скрывали. Звали их в народе «новеньки», потому в деревне много людей с фамилией Новиков. Сюда же бежали и ссыльные революционеры, скрываясь от царского гнева и расправы. Многие из них были образованными людьми. Они-то и были первыми учителями в нашей деревне, которые за плату, а порой и бесплатно, несли народу свои знания.
В 1902 году, отбыв ссылку и получив право на поселение на территории деревни, пришел к старосте Новикову Ивану Григорьевичу человек и сказал, что он может учить детей грамоте. Собрали сход, на котором староста представил учителя (имя его точно не установлено). На сходе было принято решение, что учитель по очереди будет жить в семьях своих учеников и его должны кормить. Занятия проводились в частном доме, в горнице. Для занятий сколотили стол, сделали скамейки и ящик для песка. Занятия должны были начинаться с 1 октября, после уборки урожая, а заканчиваться в начале мая, до посевной. Правила в школе были очень строгие. Инспекторов тогда не было, а потому знания детей проверяли сами родители. Учитель должен был в присутствии отцов показать, чему он научил ребят на занятиях по чтению, письму и счету. После этого учитель получал расчет согласно договоренности.
1 класс состоял только из мальчиков из зажиточных семей. В то время считали, что девочкам грамота ни к чему, их задача состоит в умении хорошо готовить, прясть, ткать и смотреть за детьми. Когда заканчивался учебный год, отцы являлись на экзамены. Порядок проведения экзаменов был такой: учитель сначала спрашивал ребят, которые учились хорошо, и их родители были довольны. Потом наступала очередь тех, кто учился плохо. Таких детей после экзаменов отцы пороли розгами, приговаривая: «За тебя такие деньги заплачены, а ты, болван, чтение и счет не осилил». По воспоминаниям самих таких нерадивых учеников, они иногда целыми неделями не выходили из дома, отлеживаясь после побоев. Учителя замечали, что те учащиеся, которым было по 8-9 лет, осваивали учебу легко и с интересом, а те, кому лет 15-16 – гораздо труднее, а то и вовсе безуспешно. Старшим надо было вести домашнее хозяйство, помогать в поле, а тут еще и любовь начиналась. Было им совсем не до учебы. Младшие же сидели дома, забот у них было меньше. Научившись читать, они затем читали своим младшим братьям и сестрам, родителям. Книга, конечно, была самым интересным предметом для детей.
В 1911 году на сходе было принято решение построить в Щербаках школу. Строили ее сами жители на высоком месте. Земство предоставило лес для школы, плату учителю и уборщице. В 1912 году уже настоящая школа начинает занятия. Деревянное здание, в котором было 2 классные комнаты, а за стенкой – квартира учителей. Занятия в школе проходили в две смены. Изучались предметы: арифметика, русский язык, чтение, рисование, закон божий. Обучались в школе четыре года. Дети батраков и беднейших крестьян – не обучались в школе.
Грянула революция, перевернувшая все по иному. В 1920 году уже все дети стали обучаться в школе, но из программы убрали закон божий и церковное пение. Первыми учителями в советское время были супруги Тимофеевы Михаил Григорьевич и Елена Андреевна, приехавшие из Томска. Советская власть ввела в стране бесплатное образование, совместное обучение в школе мальчиков и девочек, отделила церковь от государства, а школу от церкви, поставила задачу ликвидации безграмотности в кратчайшие сроки.
В 1921 году на сходе было решено переименовать наше село Щербаки в Березово, по названию протекающей речки Березовки. Трудное время было в стране, голод, разруха, отсутствие одежды, учебников, надлежащих помещений. Проводимая в крайне сжатые сроки индустриальная революция потребовала ускоренной подготовки миллионов квалифицированных инженеров и рабочих. К концу 20-х годов половина населения СССР была еще неграмотной. В 1930 году партийно-государственное руководство ставит задачу «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности». С 1930-1931 годов повсеместно вводилось обязательное начальное (4-летнее) обучение детей и подростков. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки.
В 1933 году было принято решение открыть школу-интернат для глухонемых детей. Выбрали наше село Березово. Место красивое, тихое, вдали от города, от пыли, суеты. Помещение искали недолго. В деревне были купеческие дома пригодные для жилья. Такой дом нашелся – это был бывший купеческий дом купца Курзиных. Здесь-то и решили открыть областную школу-интернат для глухонемых детей.
Здание было двухэтажное, деревянное. На первом этаже школы располагались; столовая, групповые комнаты, шесть печей, которые топила Шершнева Мария Федоровна. На втором этаже были учебные кабинеты, спальни, кабинет врача. Первыми принимали детей супруги Колмаковы. Директор Михаил Дмитриевич и его жена Надежда Павловна. Первый директор не имел высшего образования, но был хозяйственником от Бога. С большими трудностями ему пришлось обустраивать школу.
Обучаться должны были дети с шести лет, т.е. с приготовительного класса, или как называли, с нулевого класса. В первый год обучения в школе было всего несколько учащихся. Родители таких детей сами были в основном неграмотными. Многие и не знали о существовании такой школы. Только спустя 5 лет, уже ближе к 1940 году, школа получила известность. Через отделы народного образования стали поступать учащиеся со всей области.
Трудности были всюду. Не было специалистов, способных обучать глухонемых детей. Отсутствовала программа, не хватало специальной литературы, не было раздаточного материала.
Очень много трудностей было и в хозяйственном плане. Дрова для печи заготавливали сами сотрудники вместе с детьми. Уголь возили из города на лошади - единственном транспорте, который тогда был.
Заведовала хозяйством в то время Торопова Панна Антоновна, 17-летняя девушка. Впоследствии она получила специальное образование, перешла на должность воспитателя и отработала в школе до пенсии.
http://berezovo.ucoz.ru/index/istorija_далее тут
http://swbkka.livejournal.com/722971.ht
Комментариев нет:
Отправить комментарий