понедельник, 13 июня 2016 г.

Каким был Кемерово: от зажиточного села до первого трамвая

Площадь Советов в 1960-х и сейчасПлощадь Советов в 1960-х и сейчас

Вспоминаем историю города с ретро-фото и рассказами известного краеведа [фоторепортаж]

Знали ли вы, что раньше по Советскому проспекту ходил трамвай, а почти все кемеровчане купались абсолютно голые. Или что на месте горсада была свалка, а на главной площади – жили зажиточные крестьяне.
«Комсомолка» при помощи старых фотографий вспомнила, как выглядел Кемерово60-70 лет назад. Рассказать о том времени редакция попросила известного кузбасского журналиста и краеведа, автора книги «Странный Кемерово» Владимира Сухацкого.
Площадь Советов Фото: Кирилл ЧАЩИН
Площадь СоветовФото: Кирилл ЧАЩИН
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
Площадь Советов
На фотографии  видны два творения выдающегося кемеровского зодчего ЛеонидаМоисеенко – здания почтамта и городской администрации.   По его замыслу, это должен был быть ансамбль.  На почтамте уже надстраивается башенка со шпилем.  А на здании администрации, которое было построено немецкими военнопленными  чуть раньше – ее еще нет.
Архитектор, начиная с 1950-х годов,  просил  установить эту башню на здании городской администрации. А в 1954 году вышло постановление партии правительства о том, что никаких башенок, никаких шпилей – все это является архитектурными излишествами, ведет к удорожанию и прочее. Поэтому эта башенку, которую мы сейчас видим, установили в 1980-е годы по просьбе  Моисеенко.
До революции Советский проспект назывался улица Никольская или Николаевская. В том месте, где сейчас стоит особнячок за первым зданием администрации была церковь святого Николая Чудотворца. Отсюда и название улицы.
На фото видно типичное строение старого Щегловска. В этом месте был  частный сектор. Село Щеглово – было  зажиточным крестьянским  селом, в котором было две ежегодных ярмарки. Народное название Советской улице – Скотопрогонная, потому что скот гнали на заливные луга.  Площадь в более-менее современный вид приобрела в 1964-1965 году. В 1970 году был установлен  памятник Ленину.
Советский проспект Фото: Кирилл ЧАЩИН
Советский проспектФото: Кирилл ЧАЩИН
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
Первый трамвай
Первый трамвай пустили в 1940-м году к 1 мая. Он проходил от коксохимзавода до первого здания администрации по Советскому проспекту. У него была всего одна колея: в одну сторону пройдет – потом назад. Фотография относится к началу 1950-х годов, потому что мы видим, что строится музей ИЗО. От Кирова была сделана веточка, которая шла по Дзержинского, доходила до площади Волкова (где был тогда частный сектор) и около политеха  поворачивала по Весенней и шла до драмтеатра (которого тоже еще не было). Есть такое мнение, что трамвай с Весенней убрали по просьбам студентов политеха, потому что стук колес якобы мешал им слушать лекции. Но это, конечно, чушь, причины, скорее всего, были другие.
Горсад Фото: Кирилл ЧАЩИН
ГорсадФото: Кирилл ЧАЩИН
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
Горсад
На этом месте была городская свалка, куда вываливали всякий мусор. В 1926 году комсомольцы вышли на субботник и разбили этот парк. Сразу же был поставлен забор.  К 1929 году в этом парке   были проложены тропинки и торчали 14 кустиков. Над кустиками возвышались осветительные столбы.  В народе парк  называли «горкустик».
К 1950 годам, когда был сделан снимок, видно, что он разросся. Горсад  в летнее время – самое посещаемое место отдыха. Чтобы пройти в него, на входе нужно было купить билет. На аттракционы – отдельная плата. В 1963 году билет для ребенка стоил 5 копеек, для взрослых – 15 копеек. На 5 копеек можно было купить пять коробок спичек, пять стаканов газированной воды без сиропа, эскимо стоило от 9 до 11 копеек. Помимо каруселей отдельно оплачивались танцы. Людям же нужно молодым где-то знакомиться. Танцплощадка – место крайне популярное –  место любви, одиноких сердец и кровавых драк. В 1970-е годы билет стоил 50 копеек – довольно дорого. Столько стоили дорогие сигареты.
Один из аттракционов назывался «Мертвая петля». Смысл его такой. Вы садитесь в одноместный самолет из фанеры, пристегиваетесь ремнем, и самолет начинает крутиться вокруг оси. И днем и ночью в парке дежурили милиционеры. Как-то вечером милиционеру было скучно и ему захотелось прокатиться. Он нашел длинную палку, затем сел в самолет, пристегнулся и палкой нажал кнопку «пуск». А как остановить на ходу? Время было полдвенадцатого ночи.  Он орал и вопил, разбудив жильцов соседних домов. В итоге, сняли беднягу. Легенды ходят, что он сошел с ума.
Набережная Томи Фото: Кирилл ЧАЩИН
Набережная ТомиФото: Кирилл ЧАЩИН
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
Набережная
Снимок явно конца 1950-х годов. Первые жаркие дни и все люди высыпали на берег. Еще нет понтонного моста до острова, и горожане загорают на берегу. Уже в 1920-е годы на острове был городской пляж. Тогда 95 % населения купались голышом. Не потому что были нудистами, а потому что у них не было одежды.
На фотографии мы видим коммунальный мост (там, где сейчас Кузнецкий мост), который был открыт в августе 1952 года. Он был построен методом «народной стройки»: не было финансирования из  Москвы, а стройка должна была идти за счет предприятий, которые давали бетон, цемент, металл.  До этого был понтонный мост, который был платный. Но он работал только в летнее время. Дважды в год, во время весеннего половодья и ледостава осенью не было никакого передвижения.
Надо сказать, что Томь вплоть до 1980-х годов была гораздо полноводнее, чем сейчас. Слева мы видим, что часть берега выложена бетонными плитами. Их положили потому что река размывала берег. Например, в 1940 году берег, который примыкает в горсаду шириной три метра и длинной около 400 метров, размыло. На этом месте стоял деревянный ресторан «Весна». Так он сполз по берегу в воду.
В те времена было регулярное речное сообщение между Кемеровом и Томском.  И до Томска можно было добраться за четыре с половиной часа.
На фото – прогулочный теплоход. Такие выполняли еще роль городского транспорта. И вот эти речные трамвайчики доставляли людей на Рудник, в Кировский, а также в деревню Красная и ходили до Журавлей.
Весенняя улица Фото: Кирилл ЧАЩИН
Весенняя улицаФото: Кирилл ЧАЩИН
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
Весенняя
На фото конец 1950-х – начало 1960-х. Бывшее название Весенней – улица Ленинградская. Застройка началась формироваться в конце 1930-х годов, а основной облик сформировался в 1950-е годы. Это любимое место для прогулок горожан.
Памятник погибшим воинам-кузбассовцам появился в 1970 году. Вообще эта история началась в 1965 году. Комсомольцы решили поставить монумент памяти кузбасским комсомольцам, погибшим в годы ВОВ.  Был заложен камень, организован сбор средств и конкурс на проект памятника. Это был общественный такой конкурс.
Приближалось 25-летие победы, и было решено сделать  памятник не комсомольцам, а всем кузбассовцам.  Но нужно было утвердить памятник, но вМоскве сказали подождать года три до утверждения. Взамен в Москве предложили кемеровским комсомольцам типовой проект монументы. Но то, что предлагали комсомольцы, было гораздо  выразительнее, монументальнее.
Фото: ЯндексКарты
Фото: ЯндексКарты
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
ЦУМ
Двухэтажный универмаг был построен в конце 1930-х годов. В 1940-году функционировал, там даже был стол заказов. В 1950-е годы он считался самым крупным от Урала до Владивостока. В годы войны там находились цеха КЭМЗа, где делали электромоторы для танков – движки для поворотного механизма башни. В 1960-е годы у здания надстроили третий этаж. В это время в  универмаге работало 800 человек, включая, продавцов и  кладовщиков, водителей. Не все заводы имели такое количество работников. Еще до войны там можно было по телефону заказать продовольственные и промтовары с доставкой на дом.
Фото: oldkemerovo.ru
Фото: oldkemerovo.ru
Проспект Ленина
Снимок конца 1950- годов. Справа и слева можно видеть двухэтажные дома. Это так называемый «соцгород» –  новый тип жилья. Большинство людей до войны жили в землянках и бараках. А здесь люди получали квартиры с хорошей планировкой, канализацией, водопроводом. Отапливались дома при помощи  печей, поэтому в каждом дворе были стайки для угля. Это первое комфортное массовое жилье вКемерове. Соцгород начал возникать в 1930-х годах, но основная застройка велась в 1950-х годах. Это работа нашего архитектора Тамары Абрамушкиной. Она разработала такое жилье для простых рабочих. Потом приехали москвичи и позаимствовали ее проект, а затем опубликовали в журнале «Архитектура СССР». Поэтому, приехав в Читу или в Краснодар, вы увидите похожие здания.
До 1961 года проспект Ленина назывался улицей Магистральная, а 13 апреля 1961 года она была  переименована в улицу Юрия Гагарина на следующий день после  того, как Гагарин полетел в космос. Мы были первым городом в мире, который назвал улицу в честь первого космонавта. На одном из домов на проспекте Ленина сохранился указатель, на котором написано «улица Ю.Гагарина». В 1967 году в часть 50-летия советской власти улицу вновь переименовали, в проспект Ленина.
http://www.kem.kp.ru/daily/26541.7/3557529/?share.target.class=12&share.target.id=9755508

Комментариев нет:

Отправить комментарий