Площадь Советов в 1960-х и сейчас
Вспоминаем историю города с ретро-фото и рассказами известного краеведа [фоторепортаж]
Знали ли вы, что раньше по Советскому проспекту ходил трамвай, а почти все кемеровчане купались абсолютно голые. Или что на месте горсада была свалка, а на главной площади – жили зажиточные крестьяне.
«Комсомолка» при помощи старых фотографий вспомнила, как выглядел Кемерово60-70 лет назад. Рассказать о том времени редакция попросила известного кузбасского журналиста и краеведа, автора книги «Странный Кемерово» Владимира Сухацкого.
Площадь Советов
На фотографии видны два творения выдающегося кемеровского зодчего ЛеонидаМоисеенко – здания почтамта и городской администрации. По его замыслу, это должен был быть ансамбль. На почтамте уже надстраивается башенка со шпилем. А на здании администрации, которое было построено немецкими военнопленными чуть раньше – ее еще нет.
Архитектор, начиная с 1950-х годов, просил установить эту башню на здании городской администрации. А в 1954 году вышло постановление партии правительства о том, что никаких башенок, никаких шпилей – все это является архитектурными излишествами, ведет к удорожанию и прочее. Поэтому эта башенку, которую мы сейчас видим, установили в 1980-е годы по просьбе Моисеенко.
До революции Советский проспект назывался улица Никольская или Николаевская. В том месте, где сейчас стоит особнячок за первым зданием администрации была церковь святого Николая Чудотворца. Отсюда и название улицы.
На фото видно типичное строение старого Щегловска. В этом месте был частный сектор. Село Щеглово – было зажиточным крестьянским селом, в котором было две ежегодных ярмарки. Народное название Советской улице – Скотопрогонная, потому что скот гнали на заливные луга. Площадь в более-менее современный вид приобрела в 1964-1965 году. В 1970 году был установлен памятник Ленину.
Первый трамвай
Первый трамвай пустили в 1940-м году к 1 мая. Он проходил от коксохимзавода до первого здания администрации по Советскому проспекту. У него была всего одна колея: в одну сторону пройдет – потом назад. Фотография относится к началу 1950-х годов, потому что мы видим, что строится музей ИЗО. От Кирова была сделана веточка, которая шла по Дзержинского, доходила до площади Волкова (где был тогда частный сектор) и около политеха поворачивала по Весенней и шла до драмтеатра (которого тоже еще не было). Есть такое мнение, что трамвай с Весенней убрали по просьбам студентов политеха, потому что стук колес якобы мешал им слушать лекции. Но это, конечно, чушь, причины, скорее всего, были другие.
Горсад
На этом месте была городская свалка, куда вываливали всякий мусор. В 1926 году комсомольцы вышли на субботник и разбили этот парк. Сразу же был поставлен забор. К 1929 году в этом парке были проложены тропинки и торчали 14 кустиков. Над кустиками возвышались осветительные столбы. В народе парк называли «горкустик».
К 1950 годам, когда был сделан снимок, видно, что он разросся. Горсад в летнее время – самое посещаемое место отдыха. Чтобы пройти в него, на входе нужно было купить билет. На аттракционы – отдельная плата. В 1963 году билет для ребенка стоил 5 копеек, для взрослых – 15 копеек. На 5 копеек можно было купить пять коробок спичек, пять стаканов газированной воды без сиропа, эскимо стоило от 9 до 11 копеек. Помимо каруселей отдельно оплачивались танцы. Людям же нужно молодым где-то знакомиться. Танцплощадка – место крайне популярное – место любви, одиноких сердец и кровавых драк. В 1970-е годы билет стоил 50 копеек – довольно дорого. Столько стоили дорогие сигареты.
Один из аттракционов назывался «Мертвая петля». Смысл его такой. Вы садитесь в одноместный самолет из фанеры, пристегиваетесь ремнем, и самолет начинает крутиться вокруг оси. И днем и ночью в парке дежурили милиционеры. Как-то вечером милиционеру было скучно и ему захотелось прокатиться. Он нашел длинную палку, затем сел в самолет, пристегнулся и палкой нажал кнопку «пуск». А как остановить на ходу? Время было полдвенадцатого ночи. Он орал и вопил, разбудив жильцов соседних домов. В итоге, сняли беднягу. Легенды ходят, что он сошел с ума.
Набережная
Снимок явно конца 1950-х годов. Первые жаркие дни и все люди высыпали на берег. Еще нет понтонного моста до острова, и горожане загорают на берегу. Уже в 1920-е годы на острове был городской пляж. Тогда 95 % населения купались голышом. Не потому что были нудистами, а потому что у них не было одежды.
На фотографии мы видим коммунальный мост (там, где сейчас Кузнецкий мост), который был открыт в августе 1952 года. Он был построен методом «народной стройки»: не было финансирования из Москвы, а стройка должна была идти за счет предприятий, которые давали бетон, цемент, металл. До этого был понтонный мост, который был платный. Но он работал только в летнее время. Дважды в год, во время весеннего половодья и ледостава осенью не было никакого передвижения.
Надо сказать, что Томь вплоть до 1980-х годов была гораздо полноводнее, чем сейчас. Слева мы видим, что часть берега выложена бетонными плитами. Их положили потому что река размывала берег. Например, в 1940 году берег, который примыкает в горсаду шириной три метра и длинной около 400 метров, размыло. На этом месте стоял деревянный ресторан «Весна». Так он сполз по берегу в воду.
В те времена было регулярное речное сообщение между Кемеровом и Томском. И до Томска можно было добраться за четыре с половиной часа.
На фото – прогулочный теплоход. Такие выполняли еще роль городского транспорта. И вот эти речные трамвайчики доставляли людей на Рудник, в Кировский, а также в деревню Красная и ходили до Журавлей.
Весенняя
На фото конец 1950-х – начало 1960-х. Бывшее название Весенней – улица Ленинградская. Застройка началась формироваться в конце 1930-х годов, а основной облик сформировался в 1950-е годы. Это любимое место для прогулок горожан.
Памятник погибшим воинам-кузбассовцам появился в 1970 году. Вообще эта история началась в 1965 году. Комсомольцы решили поставить монумент памяти кузбасским комсомольцам, погибшим в годы ВОВ. Был заложен камень, организован сбор средств и конкурс на проект памятника. Это был общественный такой конкурс.
Приближалось 25-летие победы, и было решено сделать памятник не комсомольцам, а всем кузбассовцам. Но нужно было утвердить памятник, но вМоскве сказали подождать года три до утверждения. Взамен в Москве предложили кемеровским комсомольцам типовой проект монументы. Но то, что предлагали комсомольцы, было гораздо выразительнее, монументальнее.
ЦУМ
Двухэтажный универмаг был построен в конце 1930-х годов. В 1940-году функционировал, там даже был стол заказов. В 1950-е годы он считался самым крупным от Урала до Владивостока. В годы войны там находились цеха КЭМЗа, где делали электромоторы для танков – движки для поворотного механизма башни. В 1960-е годы у здания надстроили третий этаж. В это время в универмаге работало 800 человек, включая, продавцов и кладовщиков, водителей. Не все заводы имели такое количество работников. Еще до войны там можно было по телефону заказать продовольственные и промтовары с доставкой на дом.
Проспект Ленина
Снимок конца 1950- годов. Справа и слева можно видеть двухэтажные дома. Это так называемый «соцгород» – новый тип жилья. Большинство людей до войны жили в землянках и бараках. А здесь люди получали квартиры с хорошей планировкой, канализацией, водопроводом. Отапливались дома при помощи печей, поэтому в каждом дворе были стайки для угля. Это первое комфортное массовое жилье вКемерове. Соцгород начал возникать в 1930-х годах, но основная застройка велась в 1950-х годах. Это работа нашего архитектора Тамары Абрамушкиной. Она разработала такое жилье для простых рабочих. Потом приехали москвичи и позаимствовали ее проект, а затем опубликовали в журнале «Архитектура СССР». Поэтому, приехав в Читу или в Краснодар, вы увидите похожие здания.
До 1961 года проспект Ленина назывался улицей Магистральная, а 13 апреля 1961 года она была переименована в улицу Юрия Гагарина на следующий день после того, как Гагарин полетел в космос. Мы были первым городом в мире, который назвал улицу в честь первого космонавта. На одном из домов на проспекте Ленина сохранился указатель, на котором написано «улица Ю.Гагарина». В 1967 году в часть 50-летия советской власти улицу вновь переименовали, в проспект Ленина.
http://www.kem.kp.ru/daily/26541.7/3557529/?share.target.class=12&share.target.id=9755508
Комментариев нет:
Отправить комментарий