Самую древнюю картину в мире, написанную маслом датируют 7 век н.э.
Самое старое действующее кафе в Париже работает уже 335 лет (1686). Его посещали Вольтер, Руссо, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин.
Таких древностей в Кемерово вы не найдете. Город с разным названием существует более ста лет с 1918 года, а деревня, из которой он вырос, известна более 300 лет. Но революционный задор, гражданская война, индустриализация уничтожили исторические объекты материальной памяти о небольшой деревни, затерявшейся на бескрайних просторах Сибири.
Отсутствие привычки сохранять, уважать историческую память настигло и низвергателей времен революции. Сегодня объекты того времени, являсь объектами культурного наследия, находятся в жалком виде и все ждут, когда они сами полностью разрушаться. Все что не стало объектами культурного наследия практически полностью уничтожено.
Кемерово рос заводами, они были главными ценностями, интересы людей, культура всегда были на втором плане. Поэтому важным этапом для города стал период начала 80-х годов, когда в Кемерове стали создаваться витражи, мозаики, барельефы, росписи как элемент украшения зданий.
Витражи, объекты монументально-декоративного искусства, становятся визитной карточкой города. Самые значимые здания города украшают витражами. Здание администрации города, главпочтамт, ГУ МВД, музей, театр, филармония, университет, гостиница Кузбасс, Дом Актера, Дом кино Москва, Дворцы культуры, санатории и прочие (список).
Создавали витражи известные художники Кузбасса. Фотографии витражей, как ценные объекты монументально-декоративного искусства, вошли в книгу "Кузбасс. История и настоящее. Альбом".
Художник Одинцов Сергей Михайлович автор большинства витражей в городе, выпускник Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строгонова.
Конец эпохи советского союза приводит к деградации объектов мунументально-декаративного искусства. Новое время, новые ценности, евроремонт и витражи становятся обузой новым собственникам зданий. Они не вписываются в эстетику пластиковых окон.
Опять отсутствие привычки сохранять и уважать культурные объекты прошлого, как элемент исторической памяти, приводит к тому, что витражи демонтируют и выбрасывают на свалку. Витражи из санатория «Сосновый бор» прямо со «свалки» житель деревни Елыкаево забрал к себе и теперь они «украшают» забор его участка.
Там, где они еще остаются, за ними не следят и не реставрируют. Власти не считают их ценностью. Это же не Фаберже! Евроремонт в зданиях Филармонии, Драмтеатра, музее, дом Кино Москва и в других зданиях оказывается не совместим с витражами 80-х годов советской эпохи, с ними без сожаления расстаются.
Последняя история демонтажа витражей в здании Дома Актеров ул.Боброва д.1 получила широкий резонанс в городе. Ольга Васильева, президент фонда «Рыба Шагала», участник кемеровского отделения Фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», известный в городе человек, обратила внимание, что после ремонта летом 2020 года Дома Актеров, были демонтированы витражи.
Здание 1950 года постройки в стиле советских двоцов/домов культуры, которое для города является значимым объектом, превратили в офис для сотрудников бюджетного учреждения администрации области. Офисы должны размещаться в офисных зданиях, коих у нас в городе превеликое множество. Именно превращение здания в офис витражи пережить не смогли. Руководство бюджетного учреждения, словно пыль стряхнули, забросив разноцветные осколки стекла в свои подвалы.
Конечно, ни сотрудникам учреждения, ни чиновникам культуры администрации области не приходило в голову, что витражи могут иметь хоть какую-то ценность. Поэтому вопросы Ольги Васильевой, которая озаботилась судьбой витражей вызывали у них недоумение, переходящее в ярость. Какая может быть у них ценность, их что «делал» известный художник, если это не памятник, то и сохранять не нужно.
Всем этим большим специалистам по культуре и искусства хочется сказать, что никаких объектов искусства возрастом 400-500 лет (больше или меньше не имеет значения) не могло бы существовать, если бы каждые 50-70 лет общество «обнуляло» свою память и не сохраняло свои ценности. Да, именно свои ценности. В городе Кемерово не жил и не работал в 16 веке Микеланджело Буонаротти, а если бы жил, то сохранились бы его работы или давно были уничтожены, и мир никогда бы о нем не узнал?Сто лет назад в Кемерово жил и работал известный голландский архитектор Ван Лохем. Его здания в Нидерландах служат людям и будут служить еще долгое время, а его здания в Кемерово, признанные объектами культурного наследия, давно стоят в аварийном состоянии и могут развалиться в любой момент.
Уверен, что многие чиновники от культуры ждут именно этого, чтобы освободиться от не нужных объектов, освободиться от ответственности. Поэтому ни статус, ни мировая известность деятеля искусства, не защищает работы от уничтожения и деградации, если нет осознания значимости сохранения своих объектов исторической памяти, даже если они не имеют мировую известность. Ведь это должно быть важно в первую очередь нам.
Поэтому не статус, не «мировая известность деятеля» не защищает работы от уничтожения и деградации, если нет осознания значимости сохранения своих объектов исторической памяти, даже если они не имеют мировую известность. Ведь это должно быть важно в первую очередь нам.
Уничтожая объекты мунументально-декаративного искусства, город утрачивает свою индивидуальность. Витражи могли быть объектами притяжения, объекты, которые интересны и жителям, и туристам, когда в живую можно видеть культурный объект и погружаться в историю своего города, своего края.
В защиту витражей подключилось кемеровское отделение Фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». Сегодня мы планируем убедить чиновников и руководство учреждения вернуть витраж на прежнее место. Для этого требуется привлечение специалистов, нужна реставрация и проект крепления витражей.
Благодаря активности и настойчивости Ольги Васильевой 19 января комиссия из известных кузбасских художников провела осмотр витражей в Доме Актёра и признала , что они находятся в хорошем состоянии и после небольшого ремонта могут быть возвращены на своё место.
Пока это небольшая победа на большом пути возвращения витражей.
Погружаясь в тему, мы узнали много интересного связанного с историей создания разных витражей, зданий, в которых они находятся, с историей города и области. Поэтому появились планы создания небольшого фильма. Для этого тоже требуется привлечение специалистов. В планах также создание интерактивной туристической карты города Кемерово, в которой важное место займет история кемеровских витражей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий