среда, 19 декабря 2018 г.

Сибирский тракт — 200 лет назад были учреждены этапы 2017 год — юбилейным в истории Сибирского тракта. 200 лет назад, в 1817 году, были учреждены этапы («Высочайшее утверждение назначения этапов для препровождения арестантов по тракту от Москвы, через Казань и Пермь, по Тобольской губернии»). В том же году в селе Дебёсы (нынешняя Удмуртия) встретились две ветки Сибирского тракта. Рассказываем о двух участках трактах — по Удмуртии и Пермскому краю. У Сибирского тракта много вариантов названия. Говорили: Большой Сибирский тракт, Главный Сибирский почтовый тракт,  Государева дорога, Осьмая государственная
дорога, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт… Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой Чердынскую дорогу. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. Из Сибири в Россию отправляли обозы с пушниной, золотом, серебром, кедровыми орехами, из России в Сибирь шли мука, крупы, мануфактура, ружейный припас. И Петр I, и Екатерина II, и Александр I понимали необыкновенную важность дороги на Урал и далее — в Сибирь. Сколько лет Сибирскому тракту? Если считать начало Сибирскому тракту от знаменитой Бабиновской дороги, то получается более 400 лет Среди гор Северного Урала петляет грунтовая дорога. В старину же здесь проходила главная артерия на пути из Европы в Сибирь — дорога, построенная в 1598 году по рекомендации посадского человека из Сольвычегодска Артемия Бабинова, состоявшего на службе у Строгановых. Бабиновская дорога связала Соль Камскую (Соликамск) с городком Верхотурье, который тогда именовали «ворота в Сибирь». В Верхотурье находилась таможенная служба, собирала с купцов пошлину. Царский указ гласил: новые дороги в Сибирь не торить и купцам Верхотурскую таможню стороной не объезжать. Дорога до Соликамской и Верхотурья через Ярославль и Вологду по рекам да по волокам был длинной и долгой. Потому выискивались более короткие пути. К XVII веку относится первое упоминание о прокладке дороги от Казани на Кунгур через удмуртские земли. В пределах современного Пермского края тракт шел от Перми до села Быково (граница со Свердловской областью), протяженностью современной трассы — 178 км. Начало строительства этой части Сибирского тракта относится ко второй половине XVII в., когда существовало сообщение между Кунгуром и Сибирью. Путь в Сибирь был закрыт по решению правительства в окт. 1696 г. В начале XVIII в. дорога сохраняла местное значение, постоянно подновлялась и использовалась для связи между заводами Урала; тогда же построен участок Кунгур – Егошихинский завод (будущая Пермь). Тем не менее в Удмуртии не прижилось название нового межгубернского тракта Вятка — Пермь. Дорогу эту называют северной веткой Сибирского тракта. Первоначально дорогу запрещали использовать для перевозки грузов, чтобы купеческие пошлины не миновали Верхотурской таможни. По Казанской дороге пересылали только казенные пакеты и почту. Однако уже в 1763 году таможню в Верхотурье упразднили, и поток грузов пошел по новому Сибирскому тракту. По территории Удмуртии Большой сибирский тракт проходит через четыре современных района: Сюмсинский, Селтинский, Игринский и Дебесский.  После разукрупнения губерний в 1775 году Вятку и Пермь необходимо было соединить межгубернским трактом. Вятско-Пермский тракт соединился в селе Дебесы с Большим сибирским. В конце XVIII века начал действовать Санкт-Петербургский почтовый тракт, идущий на Вологду и Вятку — Сибирь оказалась напрямую связана с обеими столицами Как бы то ни было, но в селе Дебесы соединяются две важнейшие российские дороги в Сибирь – от Москвы и от Петербурга. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур,Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки (быв. Рыбино, где создан Музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт»), Тару, Каинск, Колывань, Томск Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск,Охотск, а южная — на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на восток на Нерчинск и вдоль Шилки и Амура, а вторая поворачивала на юг до Кяхты, к границе с Цинской империей. Именно эта южная ветка называлась «великий чайный путь». Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой стене, считавшуюся воротами в собственно Китай. При Екатерине II начались инженерные работы по Сибирскому тракту: строились мосты, почтовые станции, избы для ямщиков, ставились верстовые столбы. За деньги путешествующие господа могли пользоваться почтовыми лошадьми, благодаря этому выигрывая во времени. Радищев проследовал по тракту, оставив записки о вынужденном путешествии: «От Зятцев становится гористо, а от Зуры новым проселком много гор, хотя не великих, но крутых, несровненных. От Зуры видно много пригорков плоских, все покрыты лесом… Вотские бабы не красивы. Вотяки поют едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели печали…». Чего только не видел Большой сибирский тракт… На параде император Павел I остался недоволен исполнением воинского артикула и скомандовал: «Полк! В Сибирь шагом марш!» После убийства императора его сын Александр I приказал вернуть полк. Гонец догнал опальных солдат только в Перми, и тем же парадным маршем полк вернулся в столицу. С 1724 г. Сибирский тракт использовался в границах нынешнего Пермского края для почтовой надобности, а с 1765 г., после упразднения внутренних таможен, приобрел всероссийское значение. В середине XVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим,Тюкалинск, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее. В 1800-1811 гг. Сибирский тракт обустроил пермский губернатор К. Ф. Модерах. Приятель Пушкина Филипп Филиппович Вигель в интереснейших «Записках» рассказал и о своем путешествии в Сибирь в 1804 году: «От реки Вятки начинаются селения того народа или финского племени, которому она дала свое имя, равно как и всей области и главному ее городу, прежнему Хлынову. Тогда была рабочая пора, жители сии, вотяки, целый день были в поле, и мы мало их видели. Они рослее, дороднее и опрятнее других чухонцев, но мне показались столь же бессмысленны. Язык их должен быть не весьма благозвучен, судя по названиям их деревень: Сакси, Можги, Пумсы, Богчегурты, Чёмошуры… Мы ехали дремучими лесами, почти того не примечая, просека была сажен по сто ширины и вечно подле тени, мы никогда не знали ее; а жар был летнесеверный, то есть нестерпимый. Поэтому-то решились мы ехать только ночью, а днем отдыхать; станционные избы представляли к тому большие удобства, ибо простором своим они бы в маленьких городах могли называться домами. Лесу было вдоволь, щадить его было нечего, и строение их изб стоило недорого». По тракту проследовали закованными в ножные кандалы декабристы: Е. П. Оболенский, А. И. Якубович, М. С. Лунин. И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер. Н. М. Муравьев, братья Бестужевы Вот как описывает это Мария Марич в своем романе «Северное сияние»: «Начиная от вотяцких сел, возки окружали белокурые женщины в берестовых, обшитых кумачом головных уборах, позвякивающих серебряными монетами; приподняв полог, вотячки с поклоном подавали проезжающим кто вареного гороху, кто квадраты сотового меда или каравай хлеба, обернутый полотенцем домотканого полотна с китайковой обшивкой по краям. Иные вынимали из-за пазухи печеные яйца, другие подавали еще теплые конопляные лепешки и шаньги. Расталкивая женщин, к возкам подходили крепкие, коренастые вотяки, высыпали из кисетов бурый табак и молча протягивали сидящим в глубине кибиток путникам. …В промежутках между кибитками и возками мели дорожную пыль и взрыхляли снег кандалы гонимых туда же, в Сибирь, «нижних чинов», участников восстаний на Сенатской площади и на Украине…». С декабристами и петрашевцами, среди которых был и Ф. М. Достоевский, власти обошлись строже всех. Их движение в Сибирь было расписано по графику, им почти не давали отдохнуть. Прошло немало лет, прежде чем те из них, кто выжил в Сибири, вернулись в Центральную Россию. По указу Александра I в 1817 году в местах расположения почтовых станций учредили этапы для дневок и ночевок арестантов. В 1824 году император Александр I и в 1837-м цесаревич будущий Александр II путешествовали по тракту. Тем не менее некоторые историки считают, что большой хозяйственной роли в масштабах страны Сибирский тракт не сыграл, ибо большинство товаров в то время перевозились на баржах по рекам. Другим стал знаменит Сибирский тракт — кандальным звоном, да проезжающими «по своей надобности» господами или «по казенной надобности» и чиновниками. В 1860 году по Сибирскому тракту перевезено до 20 тысяч пассажиров, 3 миллиона пудов груза (около 50 тысяч тонн) и проследовало 18 тысяч осужденных. В разные годы по Сибирскому тракту последовали в ссылку и на каторгу А. Н, Радищев, декабристы, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский… В деревне Муки-Какси сохранилось здание этапной тюрьмы, где содержались декабристы. С ними же, по преданию, связана Вознесенская церковь в селе Узи. В перестроенном виде этапная изба сохранилась в Зуре, реконструирована — в деревне Бачкеево. В Дебесах до сих пор стоит здание казармы нижних чинов при этапной тюрьме, в нем теперь разместился Музей истории Сибирского тракта. Были и те, кого кормила дорога — возле трактов лихим людям всегда есть чем поживиться. Купеческий обоз, почтовая тройка с «золотухой» — казной, мужичок с базара — все они становились добычей. Долго напоминали об этом сценах названия деревенек вдоль Сибирского тракта – Лихоматы, Бегиши и т.д. Пополнять разбойничьи шайки в России всегда было кому. Изобретение телеграфа ослабило роль почтовых станций и ямщиков. Строительство Транссибирской железной дороги поставило точку в истории кандального пути, арестантов стали отправлять в Сибирь по «чугунке» В начале XIX в. на Пермской части Сибирского тракта размещались станции Коянова, Янычи, Кыласова, Кунгур, Сабарка, Ключи, Быкова. Большое неудобство для проезжавших создавало отсутствие моста через реку Бабку — в период весеннего половодья приходилось ехать в объезд, дважды переправляясь через реку Сылву. К сер. XIX в. пришел в упадок из-за отсутствия у казны средств на содержание. На состоянии Сибирского тракта сказалось и увеличение грузопассажирооборота: в 60-е гг. XIX в. по нему провозилось в год до 20 тыс. пассажиров, до 18 тыс. арестантов, свыше 3 млн. пудов грузов. Сооружение во 2-й половине XIX в. на Урале железных дорог привело к уменьшению значения Сибирского тракта в экономике России. В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1930-е гг., с развитием автомобильного транспорта, значение Сибирского тракта вновь возрастает. Он благоустраивается и асфальтируется (полностью в 1993 г.). Современная трасса проходит в ряде мест по новому пути, спрямляя автомагистраль. Наиболее крупные населённые пункты на ней на территории Пермского края — Лобаново, Кунгур, Суксун. На восточной окраине Дебёс сохранился небольшой отрезок старого сибирского тракта, который имеет статус музея под открытым небом. В 1991 году в селе Дебёсы открыт музейный комплекс истории Сибирского тракта. На открытом участке музея частично воссоздана притрактовая атрибутика, сохранены вековые Александровские березы Сибирскому тракту посвящены четыре музея. Два из них называются «Музей истории Сибирского тракта»: один в селе Дебёсы Удмуртской республики (создан в 1991 году в здании «казармы нижних чинов»), другой в селе Карадуван Балтасинского района Республики Татарстан (его экспонаты собраны местными жителями). «Музей истории Московско-Сибирского тракта» работает в селе Большие Уки Омской области, его экспонаты связаны с историей заселения и освоения Омского Прииртышья (музей также проводит экскурсии по тракту). И музей «Этапный пункт» в деревне Бачкеево Игринского района Удмуртии. Открыт в бывшем этапном пункте в 2000 году.

Источник: POSREDI.RU - http://posredi.ru/sibirskij-trakt.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий