К началу 1918 года на территории современного города Кемерово было несколько населенных пунктов, расположенных по обоим берегам реки Томь. Самым крупным из них было торговое село Щеглово (Усть-Искитимское, как именовалось оно в государственной записи), по численности населения оно было 7-м населенным пунктом в Кузнецком уезде. 21 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление о преобразовании села Щеглово в город и создании Щегловского уезда. 9 мая 1918 г. в Щегловске открылся 1-й уездный съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который провозгласил рождение
города Щегловска.
Несмотря на получение городского достоинства, Щегловск еще целое десятилетие фактически оставался большой деревней с патриархальным укладом жизни, и даже на карте Сибкрая, изданной в 1925 году, город Щегловск не был отмечен.
Основным занятием горожан было хлебопашество, незначительная часть населения занималась торговлей, кустарной промышленностью, сплавом древесины. Промышленная жизнь кипела рядом на территориях Кемеровского рудника, коксохимзавода и станции Кемерово, которые только в 1928 году были включены в состав города.
Приток рабочих, прибывших на рудник и строительство КХЗ из окрестных деревень и европейских губерний, переполнил город новоселами, которые селились, где могли. Они строили из подручного материала лачуги, рыли землянки. Из такого жилья в городе образовались целые поселки, которые прозвали «нахаловками». Один из них находился в Щетинкином логу. Долгое время самой крупной в городе была Рудничная больница, построенная еще АО «Копикуз», она имела 5 отделений и филиал на Химзаводе.
Город был деревянным и поэтому постоянно находился под угрозой массового пожара. В Щегловске было несколько пожарных команд, из которых самыми крупными были команды рудника и коксохимзавода.
О Щегловске 1920-х годов газета «Известия» писала: «Город свое-образен, в нем много любопытного. Единственная церковь, оставшаяся от дореволюционного времени, давно уже превращена в книжный магазин Сибирского краевого издательства. В домах почти нет русских печей и самоваров. Печи-плиты отапливаются углем (уголь свой, его можно сказать, достают даром), и на них в больших чайниках и ведрах постоянно кипятится вода. Город без церквей и самоваров – явление для России небывалое». «В общем городок скудный, носящий еще все черты провинциальной дыры; но… кое в чем уже сказывается громадный рост кузнецкой угольной промышленности», – добавлял свои впечатления нарком просвещения Анатолий Луначарский, побывавший в городе в 1928 году.
Единственными очагами культуры в Щегловске долгое время были клубы, в которых действовали библиотеки, оркестры, драмкружки, читали лекции, показывали кинофильмы. Ведущими были клубы Кемрудника и Химзавода. Огромным событием стало открытие в 1927 г. в Щегловске Дворца Труда, который с первых дней стал центром культурной жизни всего Кузнецкого округа. В четырехэтажном здании, одном из первых каменных сооружений города, разместились кинозал, музей, библиотека, помещения для кружков художественной самодеятельности и политпросветработы, а позже и первый в городе драматический театр. Здесь проводились торжественные собрания, проходили пленумы и конференции.
С 1932 года в Кемерове начал работать стационарный цирк на 1600 мест. Он стоял на месте современной площади Кирова. Здание было деревянным. Такого большого зрелищного предприятия еще не знали тогда города Западной Сибири (на арене кемеровского цирка начинал свой творческий путь знаменитый советский клоун Юрий Никулин).
Для строящегося города необходимо было готовить грамотные кадры. По переписи 1926 года в Щегловске было 50 % неграмотных. Количество школ в городе быстро росло, но помещений для них не хватало, поэтому занятия шли в 2-3 смены в неприспособленных зданиях. Но были в городе два школьных здания, вполне соответствующих своему назначению. Одно из них было построено по проекту голландского архитектора Ван Лохема на территории рудника для школы-семилетки (впоследствии школа № 16). Вторая школа (впоследствии № 12) вызвала удивление даже у наркома просвещения Луначарского, приезжавшего в Щегловск в 1928 г.: «…здесь я видел школу, какой давно уже не видел в пределах нашего Союза. Это фабрично-заводская семилетка, построенная из дикого камня, очень просторная и светлая. Она имеет значительное количество классов с большими окнами американского типа, с образцовыми столами и стульями вместо надоевших и отвратительных парт, здесь введена система кабинетов». В годы первой пятилетки появились различные формы рабочего образования. В 1928-м были открыты рабфаки в Кемерове и Щегловске. На предприятиях стали действовать школы ФЗУ и горпромуча. Для отдыха детей у села Верхо-Томского в 1920-е годы был открыт пионерский лагерь.
Переименование
Первый градостроительный план Щегловска был составлен в 1918 году. В его основе лежала идея создания города-сада. Но дальнейшее направление развития города заставило изменить этот план. Развернувшееся в Щегловске в годы первой пятилетки крупное промышленное строительство обусловило включение его в государственную программу создания городов социалистического типа. По мнению горожан, город нового типа нуждался в новом названии, имя «Щегловск» стало казаться мещанским, неподходящим для будущего социалистического города. Поиск нового имени проводился вполне демократично. Вопрос о переименовании впервые был поставлен читателем газеты «Кузбасс», и на протяжении нескольких лет на ее страницах публиковались варианты названий, предлагавшиеся как отдельными людьми, так и целыми группами и коллективами: Гигантск (поскольку город станет промышленным гигантом Сибири), Химзаводск (город большой химической стройки), Химцентрал (предлагали рабочие шахты «Центральная» в честь коксохимзавода и своей шахты), Свобода (в честь 10-летия освобождения Сибири от колчаковщины), Октябрьск (в честь 12-й годовщины Октябрьской революции), Владленск (в память о Ленине), Боград (по имени большевика Бограда, принимавшего участие в организации Советов в городе и казненного белогвардейцами). В результате этой дискуссии были приняты варианты Ново-Кузнецк и Кузбасс, но они не были утверждены. В декабре 1930 г. городские власти просят утвердить название «Кемерово», поскольку оно «характеризует местные ископаемые богатства, так как туземное слово «кемер» в переводе на русский язык означает «уголь». К тому же железнодорожная станция носила название Кемерово, деревня – Кемерово и был Кемеровский рудник». 27 марта 1932 года Президиум ВЦИК СССР постановил переименовать г. Щегловск Западно-Сибирского края в г. Кемерово. С этого времени наш город обрел свое современное название.
Заводы
В 1920-30-е годы город Кемерово превратился в одну из крупнейших новостроек страны. Правительством была поставлена задача – создать вторую угольно-металлургическую базу на востоке страны, и Кемеровский район должен был стать одним из крупнейших энергохимических центров СССР. В Щегловске строилось сразу несколько крупных промышленных предприятий, важнейшими из которых были новый коксохимический завод и Кемеровская ТЭЦ. Их строительство было начато в 1930 году, а в 1934-м состоялся их торжественный пуск. Электроэнергия Кемеровской ТЭЦ поступила на шахты и заводы городов Кузбасса, а пуск КХЗ вывел Кемерово в число важнейших центров химической промышленности СССР.
По интенсивности роста среди 30 городов Сибкрая Щегловск оказался на втором месте, обогнав даже Новосибирск. «Щегловск растет как на дрожжах. Он претендует на звание столицы Кузбасса. В настоящее время это – центр Кузнецкого округа. Всюду леса, постройка, груды строительного материала. Всюду новые дома, новые заборы, свежие электрические провода», – писали «Известия».
Колоссальный размах строительства вызвал быстрый рост городского населения за счет прибывавших из европейской России рабочих и жителей окрестных деревень. Если к 1918 году в городе было 5,7 тысячи жителей, то к 1932 году их число выросло до 90 тысяч. В 1935 году председатель горсовета Лобанов говорил о Кемерове: «Наш город – это не захолустье, а крупнейший индустриальный центр страны, третий по количеству населения в крае, и находится в списке 61 города Союза, насчитывавшего население свыше 100 тыс. жителей».
Панорама
В 1930-е годы Щегловск еще мало походил на город. 2/3 городских земель представляли заболоченные пустыри, служившие выпасами для скота. Город состоял из старого города и рабочих поселков возле строившихся предприятий. Строительство каменных домов только начиналось. «Каменный клин городских кварталов врезался в деревенское чрево Щегловки. Посреди старых изб, похожих на прадедовские терема, встали особняки строго конструктивного стиля, сложенные из камня и железа». Первые островки многоэтажной застройки появились на Притомском участке, в Соцгороде, в жилкооперативе «Искра».
Серьезные трудности в развитии города создавало отсутствие моста через реку Томь: весной и осенью между Щегловском и Кемеровским рудником прерывалась всякая связь. Водная переправа состояла из парового катера «Ян Томпа», парового самолета и двух конных паромов. Проезд через реку был платным. Только в 1935 году был построен понтонный мост (а первый постоянный мост – в 1952-м).
В городе по обоим берегам Томи располагались лесозаводы, и к ним по реке сплавляли лес.
Одним из первых общественных зданий города стал 1-й корпус Окружной больницы, построенный в 1928 году. Появление в городе прекрасно оборудованной с высококвалифицированными специалистами Окружной больницы на 400 коек и больницы Кемрудника дало основание кемеровскому горсовету ходатайствовать в 1932 году об открытии в Кемерове мединститута.
Впечатляющим событием для щегловцев было открытие бани. Первая коммунальная баня открылась в Щегловске в 1924 году, и горожане долго не решались пользоваться услугами этого предприятия – своя баня на огороде была привычнее. В феврале 1932 года вступила в эксплуатацию новая двухэтажная каменная баня, с подвалом для дезокамеры, прачечной. Бани открывались и при каждом строящемся заводе, но их все-таки не хватало, существующая сеть бань в городе обслуживала не более 50 % потребности.
Жилстроительство
В городе строилось много жилья, каждый новый завод возводил свои поселки. Чаще всего это были временные бараки, иногда даже из фанеры. Рост населения настолько обгонял темпы жилстроительства, что жилищный фонд города быстро шел на убыль, и к 1932 году на одного жителя приходилось 2,2 квадратных метра.
Но в это время в городе началось и строительство первых капитальных домов. Участки под строительство отводились в соответствии с проектом социалистического города, и главное внимание обращалось на строительство домов-коммун, под которые был отведен целый район. Строились квартал Пищекомбината, вузовский городок, Больничный городок и т. д.
В 1932 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О постройке Домов специалистов» в 67 наиболее динамично развивающихся городах для быстрого улучшения жилищного положения специалистов, ученых, инженеров и техников. Расходы по их постройке осуществлялись за счет ресурсов СССР. Кемерова в списке не было, но руководители города ходатайствовали о включении Кемерова в эту программу, обосновывая необходимость быстрым ростом города и нехваткой специалистов. Разрешение было получено, и Дом специалистов появился в Кемерове в Соцгороде (в районе домов- коммун).
Городской транспорт в 1930-е годы состоял из трех видов: гужевого (основной), автогрузового и автобусного.
Автобусное сообщение от базара до Химзавода впервые было введено в городе в 1926-27 году трестом «Кузбасс-Уголь». В 1931-м появилось и коммунальное автобусное сообщение. Маршрутов было всего два, их обслуживали две машины «АМО» по 14 мест и персонал из 16 человек. Общая протяженность улиц, по которым было установлено автобусное сообщение, составляла 5 км. Плата за проезд была 10 коп. с пассажирокилометра.
В отличие от других городов Кузбасса Щегловск был лишен всякой растительности. Первый городской сад появился на берегу Томи возле коксохимзавода. В 1926-27 годах к 10-летию Октября был заложен горсад на Притомском участке, на глухом пустыре, куда с давних пор селяне привыкли валить мусор. Долго их пытались отучить от этой привычки, а потом решили разбить на этом месте городской сад. Весной 1926 года комсомольцы расчистили пустырь и посадили тополя, березы и черемуху.
О том, что представлял собой Щегловский городской сад, и об оптимизме горожан в журнале «Сибирские огни» было написано следующее:
«Приезжего человека щегловские условности поражают на каждом шагу.
На берегу Томи отгорожен забором огромный пустырь. Приезжему кажется, что за этим забором скрывается постройка. Подойдя ближе, приезжий видит вывеску: «Городской сад».
Приезжий дивится: деревьев в саду не более 16, они расставлены вперемежку с фонарными столбами. Пыли в саду больше, чем тени.
Но щегловцы, по-видимому, большие оптимисты.
В летнее время они любят гулять по воображаемому саду, среди аллей, образованных фонарными столбами.
Щегловцы мирятся со своим условным садом, как мирятся с условным городом.
Твердыни их оптимизма поистине неприступны. Щегловцы знают, что одновременно с индустриальным расцветом Сибири зацветет их условный сад, а условный город станет крупным промышленным центром».
Планировка
Щегловск должен был стать первым сибирским городом, построенным с самого начала по плану. В 1918 году первым планом города стал проект города-сада. В 1931-м был составлен новый проект Щегловска как социалистического города индустриального типа. Разработкой этого проекта занимались московский институт «Стандартгорпроект» и его Новосибирский филиал, а проектированием Кемеровского промышленного района – «Промстройпроект». Одновременно с ростом промышленности город переживал процесс перепланировки.
В 1933-м была создана самостоятельная хозрасчетная организация «Кемеровопроект», которая обслуживала проектными работами стройки. Руководителями ее стали приехавшие из Москвы Рамушев и Зинюк и руководитель планировочной группы Цабель.
Совместная работа проектировщиков и горожан привела к тому, что Кемерово к концу 1950-х – началу 1960-х годов за очень короткий исторический период – в 30 лет – из большой деревни превратился в крупный город, вполне отвечающий своему статусу столицы Кузбасса.
По материалам музея-заповедника «Красная Горка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий